Золотное и лицевое шитьё
Сайт Московской мастерской золотного и лицевого шитья
под руководством Комиссаровой Нины Александровны
 
О мастерской

 

Я хочу рассказать Вам, о древнем - современном промысле и традициях (декоративно- прикладного искусства) - О

ЗОЛОТНОМ И ЛИЦЕВОМ ШИТЬЕ

Немного из истории:

Золотное шитьё – элитарный, дорогостоящий вид искусства, пришло в Россию из Византии. На Руси искусством вышивания владели боярыни, монахини и царицы; им занимались в светлицах монастырей, велико - княжеских и царских палатах. Существовали и специальные мастерские. В своей работе использовали прядёное золото – шелковая или льняная нить, обвитая позолоченной проволкой.

Наиболее древнее шитье – орнаментальное. Оно часто встречается в предметах русского быта – полотенцах, деталях крестьянских и царских одежд. Орнаментальным шитьём украшаются облачения священников, вышиваются кресты и т.п.

В XVI веке Орнаменты остановятся более витиеватыми и разнообразными, чаще используется растительный узор – завивающиеся стебли, цветы, ягоды. Используется шитьё «В прикреп» - техника, когда металлические нити накладываются рядами на поверхность ткани и поочерёдно прикрепляются к ней стежками разноцветных нитей, положенных в определённом порядке и образующих таким образом узор.

С принятием христианства развивается лицевое шитьё – изображение обнажённых частей тела: ликов, рук, стоп и др. На вышитых произведениях помещаются изображения Спасителя, Богоматери и святых. Вышиваются плащаницы, покровы на раки святых, пелены под иконы и т.п.

В настоящее время драгоценные образцы старинного, орнаментального и лицевого шитья бережно хранятся в музеях.

Вышивка золотом в наше время не утратила актуальности. Как и много лет назад, есть сейчас особые на то мастерицы, которые расшивают нитями и камнями церковные облачения, иконы, картины, сумочки, платья, очечники, заколки, броши, закладки, кулоны и т.п.

Потребность в ручной вышивке растёт и востребована в разных её направлениях: на показах высокой моды, на знамёнах и гербах, на иконах и панно, на народных костюмах и куклах.

В сентябре 2015 года отметила свой 17 летний юбилей Московская мастерская золотного и лицевого шитья. Создателем и бессменным руководителем, которой является -

Комиссарова Нина Александровна

Основная идея мастерской - ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ЗОЛОТНОМ ШИТЬЕ

И современное его применение.

В своем творчестве Комисарова Н.А. и ее ученики обращаются к древним образцам, возрождая традиционные методы и технологии золотного и лицевого шитья XVI- XVIII веков.

Мастерская владеет всеми техниками, которые используются при оформлении изделия, от простых до сложных, соблюдая канон по собственному авторскому замыслу. Наивысшим применением мастерства является - икона.

С 1999 года преподаёт курс «Золотное и лицевое шитьё», проводит мастер-классы, шьёт на заказ. Её работы находятся в музеях, храмах и в частных коллекциях, как в России, так и за рубежом.

Когда её спрашивают, что она преподаёт своим ученикам (а их у неё уже более 200, среди которых, не удивляйтесь, есть и мужчины), Нина Александровна отвечает: «Я воспитываю в своих учениках духовный подход к обретению нашего мастерства и чувство красоты. Ведь они приходят ко мне таки разные, наполненные робостью и страхом. Я их учу не бояться сотворить молитвенно руки и попросить у Бога с благовением помощи. И тогда в любом деле Господь будет направлять, и помогать просящему, гармонируя его чувства. Ибо когда ученик начинает создавать свои работы, благодарно помолясь и соблюдая ритуалы, словно в храме, то и творчество его принесёт радость и ему и другим людям. Мои ученики овладевают более 100 видами швов, хотя в одной работе их достаточно не более 6-8, чем больше швов использовано в работе тем работа становится более уникальна и она говорит о мастерстве вышивальщицы или вышивальщика. Я сама благодарна Богу, что обстоятельства свели меня с замечательными людьми – моими учителями и наставниками. От всей души и сердца я благодарна и признательна педагогам. Да, благодаря их усилиям, знаниям и помощи я и стала мастером любимого дела всей моей жизни».

Ученики шьют новые, так и могут реставрировать старые работы – от орнаментальных сюжетов до икон. Их работы уже нашли достойное место в храмах. Машинная вышивка здесь заменяется ручной, более аккуратной, грамотной и духовной. В ателье высокой моды её ученики расшивают золотом платья, костюмы, сумочки и шляпки. Потребность в ручной вышивке растёт в разных её направлениях.

Ежегодно Нина Александровна проводит набор желающих на обучение золотному и лицевому шитью. За 10 месяцев учащиеся осваивают разные техники орнаментального, декоративно-прикладного шитья. Летом перерыв. На втором году обучения (8 месяцев) они знакомятся с историей древнерусской вышивки, изучают иконографию, лицевое шитьё и учатся вышивать иконы.

Эффективность обучения достигается за счёт авторской методики, а также большого количества фото- и видеоматериала. Уникальность методики Комиссаровой заключается в том, что она обладает знаниями и опытом своих учителей – мастеров высочайшего класса (золотошвейки, иконописцы, реставраторы).

Одна из учителей, сотрудник отдела реставрации тканей ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, реставратор высшей категории Тамара Александровна Горошко, которая посвятила своему делу более 50 лет и работает, по сей день в реставрационной мастерской при Ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В своём творчестве Нина Александровна обращается к древним образцам, возрождая традиционные методы и технологии золотного шитья XVI-XVIII веков, и учит этому учеников.

Свои первые дипломы мастерская получила из рук Заслуженного работника культуры РФ директора павильона «Культура» на ВВЦ Нестеровой Ларисы Тимофеевны. Один из интереснейших выставочных залов города Москвы, центр духовного и профессионального общения творческих людей павильон №66 «Культура» помогает участникам конкурсов и выставок повысить профессиональный уровень, способствует воспитанию эстетического вкуса.

  За сохранение традиций и популяризацию древнерусского шитья, за прославление Отечества в творчестве в изготовлении ручным способом икон и геральдических предметов, картин, русского костюма, светских аксессуаров высокой моды - награждена золотой медалью «Лауреат ВВЦ».

За 17 летний труд награждена 8 медалями (одна из них правительственная «За доблестный труд»), более 100 дипломами, 21 благодарностью, полученных от правительства города Москвы, директоров музеев, галерей, выставочных залов и настоятелей Храмов.

Недавно Нина Александровна Комиссарова рассказала о своём творчестве: «Сегодня, когда мы стремимся возродить традиции на Российской земле, так важно обращаться к исконно русской культуре, созданной трудами и талантами наших благочестивых предков. При посещении Ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры меня поразили представленные там работы золотошвей мастерской Строгановых (Сольвычегодских предпринимателей). Я была восхищена шитыми плащаницами. Нет предела совершенству!

Наша мастерская изучает всестороннее применение золотного шитья в жизни человека. Мы работаем по многим направлениям: икона, вышитая картина, геральдика (погоны, гербы, награды в технике золотного шитья ручным способом), кукла, народный костюм, народная обереговая кукла, рушник, костюм и аксессуары высокой моды.

Народный костюм, народная обереговая кукла, рушник – традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем другая любая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Начав заниматься куколкой нам стало легче осознавать русский костюм. В костюме, как и в иконе, символы. Простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света. Таким образом, в самой их конструкции содержалось число 7 (семь) – символ мироздания. Каждодневное слово «семья» звучит как древнее заклинание: «Я» - в центре мироздания, «Я» должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована как в кукле так и в костюме. Наша мастерская интересна тем, что в кукле или в костюме находит элементы золотного шитья и, изучая традиции, занимается популяризацией этого направления.

Шитые иконостасы – редкие памятники нашей древности, пришли на смену громоздким и тяжёлым иконам, их брали с собой в военные походы и дальние поездки. Пелены и покровы в богатых церквях были сменные – «повседневные» и более роскошные – «праздничные». Некоторые иконы имели также персональные шитые «застенки» с дробницами, жемчугом и надписями. Нередко подвесная пелена служила в качестве иконы.

Чтобы научится вышивать иконы или картины, уметь рисовать не обязательно. Мы используем трафарет или извод. В иконе используют специальные иконописные изводы или прописи, утвержденные Собором иконописцев.

При работе основная ткань накладывается и приклеивается на вспомогательную, потому что без подкладки металлическая нить может порвать ткань. В качестве основной ткани используется шёлк, атлас, бархат, сукно, парча. Для подкладки – льняное полотно или холст. Вначале вышиваем настил белыми плотными нитками. Золотная нитка будет ложиться перпендикулярно настилу. Основной вид шва в золотном шитье – шов вприкреп. Существует множество разновидностей и названий этого шва. Например, шахматный рисунок шва вприкреп называется «клопец», ромбиками – «ягода», зигзагом – «городок». Золотная нить укладывается плотными параллельными рядами и пришивается в определённых местах нитью прикрепа, образуя сложный геометрический рисунок. В качестве нити прикрепа используют в основном шёлковые нити либо в тон золота, либо контрастные, в зависимости от художественной задачи. Первая золотная нить закрепляется в нескольких местах, затем работа разворачивается на 180 гр. и закрепляется следующая нить со сдвигом рисунка.

Также в золотном шитье часто используется литой шов.

Камни и жемчуг пришивают двумя нитками. На нитку, выведенную на лицо в начале рисунка, нанизывается необходимое число бусинок. Нитка с бусинами выкладывается по нанесённому узору и второй, рабочей ниткой прикрепляется к ткани стежками-перехватами в промежутках между бусинами.

Ещё мы возродили такую технику, как шитьё канителью. Канитель – это тонкая золотная проволока, полая внутри, скрученная в спираль наподобие плотно сжатой пружины. С помощью неё вышили орден «Золотой сокол» для МВД РФ, повторили оригинал один в один».

За 17 лет творческой деятельности Н.А. Комисарова создала 60 икон, из них три работы выполнялись на заказ для дарения нашему Святейшему Патриарху Алексию (икона «Георгий Победоносец», икона «Спас Нерукотворный», образ иконы Божьей матери «Чухломской»). Нина Александровна создала две декоративно-прикладных пелены: «Жемчужная» (50см. х 51см.) и «Голгофский крест» » (40см. х 80см.) с растительным орнаментом, выполненным техниками ХVI века.

Покров на икону (180см. х 45см.) (золотное и жемчужное шитьё) подарен ею Архимандриту Давиду - настоятелю Богородице-Сергиевой пустыни в апреле 2005 года.

Образ «Спас Нерукотворный» подарен Этнографическому музею Санкт-Петербурга в 2003 году.

Ниной Александровной сшита лента жёлтого цвета в Евангелие и подарена в Храм при МВД России в 2004 году, в 2008 году – лента белого цвета с образом Казанской Божьей Матери в Спасо-Преображеский Храм села Смальнево, Киржачского р-на Владимирской области. «Лучшее признание труда золотошвеи – это видеть, как крестный ход во Славу Казанской Божьей Матери совершается с твоей лентой» – рассказывает Нина Александровна.

26 января 2005 года в Москве, в выставочном центре «Гостиный двор» по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II состоялась торжественная церемония открытия IV общецерковной выставки-форума «Православная Русь». Эта выставка являлась церковно-светским мероприятием, организуемым на федеральном, региональном и международном уровнях. Здесь произошла встреча Нины Александровны со святейшим Алексием II где она получила благословение Патриарха.

Президент Курского регионального общественного фонда социально-экономического и культурного возрождения «Коренская пустынь» С.А. Локтеонов. пригласил Комиссарову и её учеников принять участие в Курской-Коренской ярмарке. Место и время проведения этой ярмарки выбраны не случайно; исторически они тесно связаны с традиционным ежегодным массовым Крестным ходом православных верующих в честь знаменитой чудотворной иконы «Знамение Божьей Матери Курской-Коренской».

На стенде мастерской Комиссаровой были представлены: икона «Донская» (золотное и жемчужное шитьё), подвесная пелена (техника ХVI века), икона «Николай Чудотворец» и икона «Нина Равноапостольная». Качество работ было высоко оценено, мастерскую наградили медалью V Курской-Коренской ярмарки в номинации «Церковно-прикладное творчество». А диплом и благословение они получили из рук Архиепископа Курского и Рыльского владыки Германа. Мастерская в свою очередь даровала гостей лентами в Евангелие, закладками в книги и маленькими гербами с изображением «Георгия Победоносца».

Она ощущает, что создаёт иконы с Божьей помощью, и убеждена, что золотошвейные произведения исцеляют душу и плоть человека. Да, такое творчество воистину исцеляет. Занимаясь боговдохновенным делом, Нина Александровна исцеляется духовно и физически не только сама. Исцеляются и её ученики, а также и те, кто любуется их работами. Целью своей жизни она считает проведение выставок своих работ и работ учеников для того, чтобы люди могли найти своё призвание благодаря увиденной красоте ручной вышивки.

Восходить в мир благодати можно, только почитая своих учителей, духовных наставников и страну, в которой живёшь. Ведь оберегая и заботясь о корнях древа жизни, на нём обязательно вырастут прекрасные и здоровые плоды на благо себе и другим.

А мастерская Н.А Комиссаровой. полна творческих планов и готова к сотрудничеству.

Разработка: Shastox



Печёнкин Александр Иванович

Боярских Николай Евгеньевич